Биографии - часть 5

Никифорова Надежда Васильевна

После Великой Отечественной войны работала на военной кафедре педагогического института в родном Иванове.
По направлению Всесоюзного комитета физической культуры поехала в Бурятию. По предложению председателя комитета физкультуры Михаила Хабалова решила приступить к работе в доме отдыха «Учитель» на Верхней Березовке.
Затем работала в школе № 65 учителем физкультуры, уже через год была награждена значком Сталинского призыва.
В первой же эстафете на призы газеты «Правда Бурятии» ее подопечные выиграли все три кубка. Спортивные результаты 65-ой школы заставляли подтягиваться всех. На одних только лыжных соревнованиях выставлялось до 100 команд. В 1978 году команды, организованные и воспитанные Надеждой Васильевной, получили 38 кубков. В этом же году Никифорову избрали делегатом на Всесоюзный съезд учителей. Здесь ей вручили знак «Отличник физической культуры».
За годы своей работы Н. Никифорова воспитала более 50 мастеров спорта. Ее любимый вид спорта – лыжи. Несмотря на возраст (ей сейчас 84 года), она участвовала в соревнованиях, посвященных юбилею пеше-лыжного перехода «Улан-Удэ – Москва». Все нынешние тренеры по лыжам – ее воспитанники.
В новом учебном году Надежда Васильевна вновь будет вести занятия в своей любимой школе.

Священномученик Афанасий епископ Иркутско-Амурский

В наше время Церковь Христова продолжает пополнятся множеством исповедников и мучеников за веру Христову пострадавших. Особенно полно в России просияла Она Своими святыми во время безбожных гонений в период советской власти. Среди сонмов мучеников и исповедников  Церкви Христовой негасимой звездой в Духовном Небе сияет звезда священномученика Афанасия, старообрядческого Епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока (1877-1938гг.). 
Родился, епископ Афанасий в миру Федотов Амвросий Феофанович, 21 декабря 1877 года. Он был первенцем в семье старообрядцев, проживавших в  семейском селе Тарбагатай Верхнеудинского уезда Забайкальской волости. Его родители Феофан Иванович и Фекла Ивановна Федотовы были крестьянами. Жили не бедно, так как и сами не привыкли сидеть без дела, и детей своих к этому приучили.
В начале XX века, после Высочайшего Императорского веления об основах вероисповедания 1905 года, давший старовером некоторые свободы в вероисповедании, братья Федотовы Амвросий и Илья организовали Тарбагатайцев и построили  свой старообрядческий храм.
В 1923 году Амвросия рукоположили в сан священноиерея.  Неутомимый характер отца Амвросия, боголюбивая душа твори чудеса. Он созывает в своём доме воскресную школу, Служит в Тарбагатае, Верхнеудински, Надеяно, Куйтуне, Десятниково и Ягодном на Щучьем озере. К нему приезжают семейские из Хасурты и Бичуры. Он обучает их уставу, церковному чтению и крюковому, знаменному пению.
Его библиотека по тем временам была огромной. Почасту в воскресные и праздничные дни собирались у кого-то из односельчан  и устраивали либо духовные чтения, либо диспуты на богословские темы.
Ему хотелось всем помочь. Со всеми общинами и священниками Сибири и Дальнего Востока он установил переписку, справлялся о нуждах и заботах. Заслужено он стал духовным лидером семейских.
В начале 1927 года в эмиграции г.Харбине умер  епископ Иосиф, первый епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока.
Со всех уголков Сибири и  Дальнего Востока в Москву пошли письма за многими подписями о своём даровитом, активном и боголюбивом земляке.
Многие письма приходили со всей епархии к отцу Амвросию, а из Сибири лично приезжал в Тарбагатай епископ Амфилохий для того. Чтобы уговорить Федотова духовно возглавить вдовствующую епархию.
Весной 1929 года пятидесятилетний священноиерей Амвросий в городе Томске,  был возведён в достоинство епископа.
В иночестве ему было наречено имя Афанасий. Хиротонию (чин возведения в сан епископа) совершили преосвященный Тихон (Сухов), епископ Томский и Алтайский и преосвященный Амфилохий (Журавлев), епископ Уральско-Оренбурский.
Переносу Иркутско-Амурской кафедры из Приамурья в Забайкалье способствовало и начавшееся в конце 1920-х годах по всей территории СССР тотальное наступление на Церковь со стороны советской власти. А так же крупное компактное проживание семейских в Забайкалье.
Епархиальное управление Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии оказались в селе Тарбагатай Бурят – Монгольской Автономной Республики.
Тарбагатайская старообрядческая Свято-Никольская церковь получила статус кафедрального храма Иркутско-Амурской епархии и всего Дальнего Востока. Авторитет, ум и глубокая духовность новопоставленного епископа привели в Церковь множества народа.
Впервые на Забайкальской земле у семейских появился свой духовный лидер в архиерейском достоинстве. Богатое убранство собора, колокола, древнее крюковое пение мужских хоров – всё это увидела Забайкальская земля, как вспышку света во тьме, как прообраз духовного мира, как дар за долгие страдания семейских.
В середине 30-х годах обстановка вокруг епископа Афанасия стала обострятся. ОГПУ не находила повода к аресту владыки, но и мирится со свободным проживающим в селе духовного лидера семейских не могло. Семейские продолжали во всех бедах и нуждах обращаться к епископу Афанасию за советом,  крещением и венчанием, за исповедью и отпеванием. Да и сам владыка не сидел на  месте – тайно выезжал он то в Улан-Удэ, то во крестные  селения, собирал разрозненную паству и духовно поддерживал её.
Были арестованы и репрессированы все окружавшие Федотова (епископа Афанасия), а ему не могли ничего поставить в обвинение. Полгода его уговаривали отречься от веры и вступить в партию. Ему, как человеку грамотному и уважаемому в Забайкалье,  предлагалась должность партийного секретаря.
Была ли у него возможность избежать ареста и смерти? Конечна была. Это он дважды в 20-х годах ходил в Харбин через посты ОГПУ, это он ещё в юности ездил за старообрядческими священниками на край земли сибирской. Ему ли, трудолюбивому и смекалистому человеку, и тем более епископу, не укрыться у староверов в «белом» Китае или Румынии, или в одном из своих приходов. Почему он этого не сделал?
Он знал, на что шел. Готовился и духовно и физически пострадать за Христа. С первохристианских времен страдания за веру и смерть ради Христа считались  высшим даром, которого мог сподобится христианин. Так как страдавший за Христа ради, по вере православной, вселяется в Царствие Небесное сразу по своей мученической кончине.
От владыки требовали отречения от Христа. Предлагали в обмен на жизнь публично признать христианское учение ложным. Ему нужно было только написать в газетах своё отречение и оклеветать веру Христову, сам же он мог и далее жить и молится как хочет. Исповедник же отвечал: «Опубликуйте сначала вы в газетах, что ваша идеология ложная, тогда, может быть, и я подумаю». Начались избиения уже немолодого и болящего человека. На допросах жгли ему бороду и усы, тушили о лицо папиросы. Святитель же стойко отвечал мучителям: «С моим телом вы можете делать всё, что хотите, с душой моей вам ничего не удастся сделать». 
Владыка Афанасий остался не преклонным. Не смогли супостаты сломать его веру и духовную крепость, Данную Богом.
Последний допрос длился четверо суток. Его держали на ногах, не давая присесть или передохнуть и требовали подписать признания в контрреволюционной пропаганде и заговоре против советской власти. Допросами был изнурен так, что прямо из комнаты дознания он был определен в тюремный госпиталь.
Спустя 50 лет епископ Афанасий был реабилитирован посмертно ввиду отсутствия состава преступления. В справки КГБ Бурятской АССР от 31 мая 1990 года, выданной родственникам погибшего, сказано: решение НКВД  от 16 марта 1938 года Федотов Амвросий Феофанович был приговорён к высшей мере наказания (расстрелу) по статье 58-10 и 58-11 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор приведён в исполнение 18 апреля 1938 года. Место захоронения не известно.
Осенью 2001 года в Москве на Освященном соборе Русской Православной Старообрядческой церкви священномученика Афанасия (Федотова) епископа Иркутско-Амурского причислили к лику святых за веру Христову от безбожия пострадавшего.    

Региональная общественная
организация «Общество культуры
семейских» РБ
 

Шойдагбаева Галина Бадмажаповна

Родилась 5 июля 1953 г. в с. Сосново-Озерское Еравнинского района Республики Бурятия. После окончания средней школы Г. Шойдагбаева поступила в музыкальное училище в класс народной артистки РСФСР Н. К. Петровой. Опытный мастер, сама прекрасная певица, Н. К. Петрова первой поняла, что юную Галину ждет большое будущее.
Успешно окончив училище, Г. Шойдагбаева поступает и успешно оканчивает Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова.
Восьмидесятые годы XX столетия – очень важный и ответственный период неуклонного роста и постоянного восхождения Галины Шойдагбаевой к вершинам вокального искусства и совершенства актерского мастерства. Этот путь всегда нелегок, но у каждого он индивидуален. Овладение профессией певицы потребовало огромной самоотдачи, упорного, настойчивого труда. Далеко не случайны ее победы на международных конкурсах: 1981 г. – дипломантка Всесоюзного конкурса им. М. Глинки (Минск); 1983 г. – лауреат премии Ронкорони XXIII Международного конкурса «Вердиевские голоса» (Италия, Буссето); 1985 г. – серебряный Гран-при на конкурсе вокалистов в Тулузе (Франция). За исполнение партии Чио-Чио-сан в опере Д. Пуччини «Мадам Баттерфляй» певица становится лауреатом самого авторитетного и престижного в музыкальном мире Международного конкурса на лучшую Чио-Чио-сан (Япония, Нагасаки).  В числе пятерых вокалистов Советского Союза Галина Шойдагбаева стажировалась в известном всему миру театре Ла Скала. С ней занималась сама Джульетта Симионато.
Галина Шойдагбаева  - профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, где в 1993 г. было открыто вокальное отделение. Она возглавляет кафедру сольного пения со дня ее основания. Это еще одна грань деятельности выдающейся певицы. Большой мастер отдает свой опыт благородному делу воспитания молодых певцов. А они, в свою очередь, продолжают творчество известной певицы в искусстве.

Барас Халзанов

Барас Халзанов – выдающийся бурятский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, лауреат Государственной премии республики, лауреат многих кинофестивалей, снискавший своими кинофильмами славу Бурятии во всем СССР и за его пределами.
Барас Халзанов известен также как прекрасный сценарист, актер, крупный организатор кинопроизводства, автор многих поэтических сборников, с любовью воспевающих, прежде всего, свой родной край.
Известные работы кинорежиссера  - фильмы «Последний угон, «В ночь лунного затмения», «Горький можжевельник», «Нет чужой земли» и многие другие, глубоко запали в память нашего народа и стали прекрасной страницей в истории кино и культуры Бурятии и России в целом.
Барас Халзанов был всегда неутомим, полон энергии, замыслов. Он всегда спешил написать, снять фильм, помочь кому-то. Его фильмы, остановившие время, пережившие зигзаги смутного времени, говорят о нем, о нас с вами, об истории народа просто, без прикрас, но мудро и достойно, каким был он сам: поэт, актер, режиссер, гражданин!

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВ

Родился 10 апреля 1941 года в Улан-Удэ. Известен как автор симфонических и камерных произведений, массовых песен. Имеет почетные звания: лауреат премии комсомола Бурятии (1982 г.), заслуженный деятель искусств бурятской АССР (1983 г.), лауреат Государственной премии Бурятской АССР (1984 г.), заслуженный деятель искусств РСФСР (1989 г.). Его музыка привлекает внимание серьезностью содержания, крепкой технической основой.
Анатолий Андреевич Андреев с детства обнаружил хорошие музыкальные способности, всегда был активным участником школьной музыкальной самодеятельности. Окончив Уральскую консерваторию в 1969 г., Андреев возвращается в Улан-Удэ, ведет творческую, педагогическую и музыкально-общественную работу. Преподает в Улан-Удэнском музыкальном училище, много лет возглавляет художественное руководство Бурятской филармонии. В 1971 году становится членом Союза композиторов СССР. В 1981-1985 годах композитор преподавал в Кяхтинском музыкальном училище.
За 30 лет творческой деятельности Анатолий Андреев создал произведения в различных жанрах. Первый успех ему принесли песни. Не случайно лучшие из них стали поистине народными, а одну из них жители республики выбрали в качестве Гимна Республики Бурятия.

Николай Нищенко

Н. Нищенко – четырехкратный чемпион мира по спидвею. Его имя широко известно за пределами Бурятии и даже России.
В мотоспорт Николай пришел поздно – в 19 лет. Тем не менее, тренер разглядел в нем будущего гонщика и оказался прав, уже через год парень стал чемпионом республики.
В армии Нищенко стал чемпионом Вооруженных сил. В 1983 году его включили в состав сборной страны, спортивная карьера складывалась удачно до 1985 года. Тяжелейшая травма и жирный крест, который на нем поставили окружающие, заставили Николая вернуться в Улан-Удэ.
Вопреки прогнозам пессимистов, он триумфально вернулся в большой спорт. В 1989 году в Медео он стал чемпионом мира по мотогонкам на льду в личном первенстве. В этом же году Николай Нищенко одержал победу на чемпионате мира в командном зачете, который проходил в Голландии. В 1990 году на высокогорном катке Медео он вновь завоевал «золото», через год опять победил на мировом первенстве в Германии в командном зачете.
Четырехкратный чемпион мира разбился не на соревнованиях, а на презентации новой машины, во время круга почета по стадиону.
Имя Николая Нищенко незаслуженно забыто земляками, хотя его друзья и коллеги делают все, чтобы сохранить на родине память о легендарном гонщике. Его именем названа одна из улиц в поселке Матросова, где он родился и вырос. Проводятся соревнования юных картингистов на кубок Николая Нищенко.

Группа редакторов: Пресс-служба Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Дата последнего изменения: 22.08.08
Дата создания: 19.08.08