Приложение 1

 

к постановлению Избирательной комиссии

Республики Бурятия

от 13 октября 2011 г. № 11/158-5

 

Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий

 

Утверждены Постановлением

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5

 

(извлечения)

 

1. Общие условия формирования

территориальных избирательных комиссий, избирательных

комиссий муниципальных образований, окружных и участковых

избирательных комиссий

 

1.1. Органы, осуществляющие формирование

избирательных комиссий

 

1.1.1. В соответствии с положениями пункта 7 статьи 24, пункта 6 статьи 25, пункта 6 статьи 26, пункта 4 статьи 27 Федерального закона избирательные комиссии формируют:

а) территориальную избирательную комиссию - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации;

б) избирательную комиссию муниципального образования - представительный орган муниципального образования;

в) окружную избирательную комиссию, участковую избирательную комиссию - вышестоящая избирательная комиссия.

1.1.2. Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона, если уполномоченные на то Федеральным законом представительный орган муниципального образования, избирательная комиссия не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган муниципального образования, либо если соответствующая избирательная комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения назначает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательная комиссия муниципального района, иной (окружной, территориальной, участковой) избирательной комиссии - вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, иным законом.

1.1.3. При рассмотрении кандидатур в состав избирательной комиссии необходимо учитывать положения статьи 29 Федерального закона, согласно которым определенные категории лиц не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, а член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может на одних и тех же выборах быть одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

1.1.4. Доля государственных и муниципальных служащих в общей сложности не может составлять более одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной или участковой избирательной комиссии. Данное требование должно соблюдаться в течение всего срока полномочий избирательных комиссий <*>. Указанное положение может не применяться при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

--------------------------------

<*> С учетом судебной практики.

 

1.1.5. При формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.

1.1.6. Письменное согласие гражданина Российской Федерации, кандидатура которого предлагается для назначения в состав избирательной комиссии (примерная форма приведена в приложении N 1), представляется, как правило, субъектом, вносящим соответствующее предложение, в орган, формирующий состав избирательной комиссии, вместе с иными документами, необходимыми при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий (приложение N 2).

1.1.7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает контроль за ходом формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий и в случае необходимости принимает предусмотренные Федеральным законом меры.

1.1.8. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при внесении в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложений о приведении законодательства субъекта Российской Федерации о выборах и референдумах в соответствие с Федеральным законом рекомендуется обратить внимание на необходимость включения в соответствующие законы субъекта Российской Федерации норм:

определяющих количественный состав избирательных комиссий, за исключением избирательных комиссий муниципальных образований;

устанавливающих сроки публикации сообщения о предстоящем формировании избирательных комиссий, а также сроки и порядок внесения предложений о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий. При этом для избирательной комиссии, действующей на постоянной основе (территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования), период, в который орган, формирующий указанную избирательную комиссию, обязан принимать предложения по кандидатурам в ее состав, должен составлять не менее одного месяца, а для окружной, участковой избирательных комиссий - не менее десяти дней. Сроки подачи указанных предложений следует отсчитывать со дня публикации указанного сообщения в средствах массовой информации либо обнародования иным способом. При отсутствии в муниципальном образовании средства массовой информации сообщение о приеме предложений по составу участковой избирательной комиссии размещается на специальном стенде, в бюллетене муниципальных правовых актов, на сайте представительного органа муниципального образования и (или) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с порядком исчисления сроков, установленным в статье 11.1 Федерального закона.

1.1.9. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования, территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

 

1.2. Субъекты права внесения предложений по составу

избирательных комиссий

 

В соответствии с положениями статей 22, 24 - 27 Федерального закона кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий предлагают:

а) политические партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии;

б) иные общественные объединения, созданные в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;

в) избирательные объединения, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;

г) собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (примерная форма протокола собрания избирателей приведена в приложении N 3);

д) представительный орган муниципального образования (за исключением внесения предложений при формировании соответствующих избирательных комиссий муниципальных образований);

е) при формировании территориальной избирательной комиссии - территориальная избирательная комиссия предыдущего состава;

ж) при формировании избирательной комиссии муниципального образования - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава, а при формировании избирательной комиссии поселения - также избирательная комиссия муниципального района, территориальная избирательная комиссия.

 

2. Возложение полномочий избирательных комиссий

муниципальных образований, окружных избирательных комиссий,

территориальных избирательных комиссий, участковых

избирательных комиссий на иные избирательные комиссии

 

2.1. В целях совершенствования системы избирательных комиссий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать систему действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации на постоянной основе избирательных комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований) с точки зрения целесообразности возложения на них полномочий других избирательных комиссий, учитывая при этом сроки их полномочий, мнение по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления и иные связанные с этим вопросом обстоятельства. При этом в случае отсутствия практической необходимости в значительном количестве избирательных комиссий, обеспечивающих проведение выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предлагается шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями, в том числе имеющие комплексы средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы").

Аналогичный подход в отношении возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий на иные комиссии желателен и для избирательных комиссий муниципальных образований при организации и проведении муниципальных выборов. При этом следует обратить внимание на обеспечение избирательных прав граждан с точки зрения пешеходной и транспортной доступности места нахождения избирательной комиссии, на которую возлагаются полномочия участковой избирательной комиссии.

2.2. В целях исключения дублирования функций территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов на одной и той же территории, например, в органы местного самоуправления муниципального района, в том числе в случае, если территория этого района и территория, подведомственная территориальной избирательной комиссии, полностью совпадают, целесообразно реализовывать положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, а если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий - на одну из них. При этом на территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия как избирательной комиссии муниципального района, так и избирательной комиссии поселения (избирательных комиссий поселений), расположенного (расположенных) в границах соответствующего района. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит.

В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию.

2.3. В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона возможно также возложение полномочий территориальной избирательной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

2.4. Срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.

Аналогичный подход применяется и в случае возложения полномочий территориальной избирательной комиссии на избирательную комиссию муниципального образования.

2.5. Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии - на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований, участковые избирательные комиссии.

При возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления на участковые избирательные комиссии последние должны быть сформированы в сроки, обеспечивающие выполнение ими избирательных действий, относящихся к компетенции окружных избирательных комиссий, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

2.6. В случае возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная избирательная комиссия в соответствующих случаях принимает решения, которые оформляются как решения окружной избирательной комиссии. Эти решения обжалуются в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Федерального закона, статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Аналогичный подход рекомендуется применять и в других случаях возложения полномочий одной избирательной комиссии на другую избирательную комиссию. При этом в решении комиссии о возложении полномочий соответствующей комиссии необходимо указать порядок использования соответствующих бланков документов, печатей.

2.7. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона на выборах в органы местного самоуправления полномочия участковой избирательной комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, например на избирательную комиссию поселения.

2.8. Рекомендуется детально урегулировать в законодательстве субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с возложением полномочий избирательных комиссий различного уровня на иные избирательные комиссии, в том числе порядок принятия соответствующего решения, порядок передачи протоколов об итогах голосования, порядок передачи данных с использованием ГАС "Выборы". При этом отсутствие такого регулирования не является препятствием для решения вопроса о возложении полномочий избирательной комиссии на другую избирательную комиссию.

 


3. Порядок внесения предложений о кандидатурах

в состав избирательных комиссий политической партией, иным

общественным объединением

 

3.1. Согласно статье 22 Федерального закона правом внесения предложений о кандидатурах в состав формируемых в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий обладают субъекты, указанные в пункте 1.2 настоящих Методических рекомендаций.

3.2. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии либо ее регионального отделения или иного структурного подразделения, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной избирательной комиссии.

3.3. Предлагаемая политической партией, иным общественным объединением кандидатура должна соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий. Ответственность за соблюдение этих требований несут субъект права предложения кандидатуры, предлагаемое в качестве кандидатуры лицо, а при назначении кандидатуры в состав избирательной комиссии - также орган, осуществляющий формирование избирательной комиссии.

3.4. Полномочные (руководящие или иные) органы субъектов права предложения кандидатур в состав избирательных комиссий принимают решение о предложении кандидатур в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения. Орган, осуществляющий формирование избирательной комиссии, обязан убедиться в том, что в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения орган политической партии, иного общественного объединения, принявший решение о внесении предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, правомочен принимать указанное решение. Уставы политических партий размещены на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

3.5. Решение о предложении кандидатур от политической партии в состав соответствующих избирательных комиссий любого уровня вносит полномочный (руководящий или иной) орган политической партии в соответствии с ее уставом. Органы региональных отделений, иных структурных подразделений политической партии вносят предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий на соответствующей территории в том случае, если уставом политической партии им делегировано право вносить соответствующие предложения. Указанные полномочные органы могут быть прямо определены в уставе политической партии, либо решение этого вопроса может быть возложено на какой-либо руководящий орган политической партии. Все вышеуказанные документы, в том числе по делегированию полномочий, должны быть оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными лицами политической партии (ее структурных подразделений) в соответствии с уставом.

3.6. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий иными общественными объединениями принимается полномочными (руководящими и иными) органами в соответствии с уставами этих общественных объединений.

 


4. Порядок участия в формировании избирательных

комиссий избирательных объединений, списки кандидатов

которых допущены к распределению депутатских мандатов

в Государственной Думе Федерального Собрания Российской

Федерации, законодательном (представительном) органе

государственной власти субъекта Российской Федерации,

представительном органе муниципального образования,

а также выдвинувших списки кандидатов, которым переданы

депутатские мандаты в соответствии с законодательством

Российской Федерации

 

4.1. Согласно пункту 8 статьи 24, пунктам 7 и 7.1 статьи 25, пункту 7 статьи 26, пункту 5 статьи 27 Федерального закона соответствующий полномочный орган (представительный орган муниципального образования, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, соответствующая вышестоящая избирательная комиссия) обязан назначить не менее одной второй (для избирательной комиссии муниципального образования - половину) от установленного числа членов каждой территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (при формировании территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления, участковой избирательной комиссии).

При этом должна быть предусмотрена такая процедура назначения, которая обеспечивала бы реализацию этой нормы и соблюдение вышеуказанного порядка предложения кандидатур.

4.2. Если кандидатура, представленная в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Методических рекомендаций, не соответствует требованиям, предъявляемым к членам избирательной комиссии, орган, формирующий комиссию, сообщает об этом политической партии, иному избирательному объединению, представившим данную кандидатуру, чтобы они могли представить другую кандидатуру до окончания периода сбора предложений в состав избирательной комиссии. Факт такого сообщения должен быть документально подтвержден.

Если предложенная кандидатура соответствует предъявляемым к членам избирательной комиссии требованиям, то орган, осуществляющий формирование избирательной комиссии, не вправе предъявлять к ней какие-либо дополнительные требования, а также требовать ее замены.

4.3. Если количество предложений, внесенных вышеназванными субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, окажется недостаточным для соблюдения требования пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций, остальные члены избирательных комиссий назначаются из числа кандидатур, предложенных иными субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.

4.4. Если общее количество кандидатур, предложенных в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Методических рекомендаций политическими партиями, иными избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав избирательной комиссии с соблюдением установленной численности и требований Федерального закона соответствующим органом с учетом максимального представительства в составе избирательной комиссии кандидатур, предложенных указанными политическими партиями, иными избирательными объединениями, а также профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличие образования, опыта работы и т.п.).

Уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8 статьи 24, пунктах 7 и 7.1 статьи 25, пункте 7 статьи 26, пункте 5 статьи 27 Федерального закона, должны иметь в виду, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.

4.5. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за политическими партиями, иными избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования последнего созыва. При этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона.

 

8. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

 

8.1. Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона участковые избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей.

8.2. Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом. С учетом возможности совмещения дней голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти при установлении количественного состава участковых избирательных комиссий следует руководствоваться соответствующими положениями федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации", а также учитывать численность избирателей, зарегистрированных на территории конкретного избирательного участка.

8.3. Участковая избирательная комиссия формируется непосредственно вышестоящей избирательной комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона.

8.4. В соответствии со статьей 19 Федерального закона избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а списки избирательных участков должны быть опубликованы главой местной администрации не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Законом может быть предусмотрено осуществление указанных действий и в более ранние сроки.

Вышестоящим избирательным комиссиям при формировании участковых избирательных комиссий необходимо обратить внимание на сжатые сроки их формирования. В связи с этим вышестоящая избирательная комиссия непосредственно после опубликования уполномоченным лицом в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 19 Федерального закона списков избирательных участков (либо одновременно с их опубликованием) публикует в средствах массовой информации сообщение о предстоящем формировании участковых избирательных комиссий. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в состав участковой избирательной комиссии, а также о количестве членов участковой избирательной комиссии. Количественный состав участковой избирательной комиссии может быть также утвержден при принятии решения о персональном составе участковой избирательной комиссии. Срок приема предложений по составу участковых избирательных комиссий устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять менее десяти дней, за исключением формирования комиссий в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона.

8.5. Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона председатель участковой избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности непосредственно вышестоящей избирательной комиссией. Решение о назначении председателя участковой избирательной комиссии может быть принято одновременно с принятием вышестоящей избирательной комиссией решения о назначении членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

8.6. Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой избирательной комиссии с правом решающего голоса по их предложениям.

 

10. Порядок назначения члена избирательной комиссии

с правом решающего голоса вместо выбывшего

 

10.1. В соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии орган, назначивший такого члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 22, 24 - 27 Федерального закона, при этом с учетом того, что речь идет не о полном формировании комиссии, а о замещении вакантного места. Сообщение о приеме предложений по замещению вакантного места публикуется в установленном порядке.

В случае невыполнения требования о назначении в указанные сроки нового члена избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения члена этой комиссии назначает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, члена избирательной комиссии поселения - избирательная комиссия муниципального района (если такая комиссия не образована - территориальная избирательная комиссия), члена иной избирательной комиссии (территориальной, окружной, участковой) - вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных Федеральным законом.

10.2. В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", либо политической партии, выдвинувшей список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 Федерального закона).

10.3. Если вакантное место замещается в избирательной комиссии муниципального образования, сформированной после вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 357-ФЗ, в соответствии с пунктами 9 и 9.1 статьи 24 Федерального закона новый член комиссии назначается по представлению той же избирательной комиссии, по предложению которой был назначен выбывший член комиссии (если соответствующая кандидатура ею представлена).

10.4. В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии муниципального образования, сформированной до дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 357-ФЗ, новый член избирательной комиссии назначается в следующем порядке.

Если член избирательной комиссии назначен по предложению политической партии или иного избирательного объединения, указанных в пункте 8 статьи 24 Федерального закона, новый член избирательной комиссии назначается по предложению той же политической партии, того же избирательного объединения. При этом соответствующие предложения представляются в представительный орган муниципального образования, который должен назначить нового члена комиссии.

Если член избирательной комиссии назначен не по предложению политической партии или иного избирательного объединения, указанных в пункте 8 статьи 24 Федерального закона, и при этом членов комиссии от всех политических партий, иных избирательных объединений менее половины, новый член избирательной комиссии назначается по предложению политической партии, иного избирательного объединения, указанных в пункте 8 статьи 24 Федерального закона. В этом случае предложения по кандидатуре также направляются в представительный орган муниципального образования.

Если же от всех политических партий, иных избирательных объединений, указанных в пункте 8 статьи 24 Федерального закона, уже назначены члены избирательной комиссии муниципального образования либо по предложению данных политических партий, иных избирательных объединений назначена половина от общего состава членов избирательной комиссии муниципального образования, новый член избирательной комиссии назначается в соответствии с пунктами 9 - 9.3 статьи 24 Федерального закона. При этом соответствующие предложения могут вноситься субъектами права их внесения в соответствующую избирательную комиссию, указанную в пунктах 9 - 9.3 статьи 24 Федерального закона, по предложению которой представительный орган муниципального образования должен назначить нового члена комиссии.

10.5. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, информация об этом незамедлительно должна быть доведена до соответствующей политической партии в письменном виде.

 

11. Порядок проведения первого (организационного) заседания

избирательной комиссии

 

11.1. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Дата, место и время проведения первого заседания избирательной комиссии муниципального образования определяются сформировавшим ее органом, а сроки проведения первого заседания территориальной, окружной и участковой избирательных комиссий - вышестоящей избирательной комиссией, о чем немедленно информируются все члены сформированной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

11.2. Открывает и ведет первое заседание избирательной комиссии муниципального образования старейший по возрасту член избирательной комиссии или один из членов избирательной комиссии, которому по просьбе старейшего по возрасту члена избирательной комиссии и решению избирательной комиссии, принятому открытым голосованием, поручается вести заседание.

11.3. Открывают и ведут первые заседания территориальной, окружной и участковой избирательных комиссий их председатели.

После открытия заседания избирательной комиссии открытым голосованием членов избирательной комиссии образуется счетная комиссия в составе двух-трех членов избирательной комиссии. Из своего состава члены счетной комиссии избирают председателя счетной комиссии.

Голосование по избранию председателя избирательной комиссии муниципального образования (проводится с учетом положений пункта 6.8 настоящих Методических рекомендаций), а также заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены избирательной комиссии выдвигают кандидатов на эти должности (в избирательной комиссии муниципального образования - только в случае, если предложение по кандидатуре не внесено соответствующей избирательной комиссией). Член избирательной комиссии вправе выдвинуть свою кандидатуру. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на соответствующую должность, может проводиться обсуждение, в ходе которого члены комиссии вправе задавать вопросы кандидату и получать на них ответы.

Члены избирательной комиссии, выдвинутые кандидатами на должность председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, вправе заявить об отводе своей кандидатуры. Самоотвод не подлежит обсуждению и принимается избирательной комиссией.

Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на выборную должность, избирательная комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового члена счетной комиссии.

11.4. Избирательная комиссия по предложению счетной комиссии открытым голосованием утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам на соответствующую должность, тираж бюллетеней и, при необходимости, время голосования. Если на соответствующую должность выдвинуто два и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов помещаются в бюллетене для голосования в алфавитном порядке. Справа напротив фамилии, имени и отчества кандидата помещается пустой квадрат. После фамилии (фамилий) кандидата (кандидатов) помещается строка "Против кандидата", справа от которой помещается пустой квадрат. Счетная комиссия изготавливает тираж бюллетеней, после чего председатель счетной комиссии выдает под расписку каждому члену избирательной комиссии бюллетень, на обороте которого в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.

11.5. Заполняя бюллетень, член избирательной комиссии ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчества того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате напротив строки "Против кандидата", после чего опускает заполненный бюллетень в предварительно опечатанный ящик для голосования. После того как проголосовали все присутствующие на заседании члены избирательной комиссии либо после завершения предварительно установленного времени голосования, председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов избирательной комиссии после погашения неиспользованных бюллетеней приступает к процедуре подсчета голосов.

11.6. Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на соответствующую должность.

Счетная комиссия по итогам подсчета голосов составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:

наименование должности, на которую проводится избрание;

дата, время и место проведения голосования;

фамилия, имя и отчество кандидата (кандидатов), внесенные в бюллетени;

число изготовленных бюллетеней;

число выданных бюллетеней;

число погашенных бюллетеней;

число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;

число действительных бюллетеней;

число недействительных бюллетеней;

число голосов, поданных за кандидата (каждого кандидата, если в бюллетень включено два и более кандидатов);

число голосов, поданных против кандидата, в случае, если голосование проводилось по одной кандидатуре.

Избранным на соответствующую должность согласно пункту 13 статьи 28 Федерального закона считается кандидат - член избирательной комиссии, за которого подано более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

11.7. По итогам голосования избирательная комиссия на основании протокола об итогах голосования, составленного счетной комиссией, принимает одно из следующих решений:

об избрании на соответствующую должность члена комиссии, получившего необходимое число голосов;

о проведении новых выборов, начиная с выдвижения кандидатур, если ни один из кандидатов - членов избирательной комиссии не получил необходимое для избрания число голосов.

11.8. После завершения выборов на соответствующую должность в таком же порядке проводятся выборы на другую (другие) должности.

11.9. После утверждения протокола об итогах голосования по выборам на каждую должность соответствующие бюллетени (действительные, недействительные и погашенные) упаковываются в конверт, который заклеивается, опечатывается и приобщается к протоколу заседания комиссии. На конверте делается надпись с наименованием соответствующих выборов и указывается суммарное число всех бюллетеней, находящихся в конверте. К протоколу первого заседания избирательной комиссии приобщаются все протоколы счетной комиссии.

 

12. О формах документов, используемых

при подготовке и рассмотрении вопросов о формировании

избирательных комиссий

 

12.1. При подготовке и рассмотрении на заседании избирательной комиссии, представительного органа муниципального образования вопросов о формировании избирательных комиссий рекомендуется использовать следующие формы документов:

а) примерную форму письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав избирательной комиссии (приложение N 1);

б) перечень документов, необходимых при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий (приложение N 2);

в) примерную форму протокола собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (приложение N 3);

г) примерную форму информационного сообщения о приеме предложений по кандидатуре (кандидатурам) члена (членов) избирательной комиссии с правом решающего голоса в состав избирательной комиссии (приложения N 4 и 5).

12.2. При внесении предложений по кандидатурам в состав территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями, общественными объединениями должны быть представлены соответствующие решения уполномоченных органов, оформленные в соответствии с приложением N 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также письменное согласие кандидата на его назначение в состав избирательной комиссии, оформленное в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, с приложением копий документов, указанных в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

12.3. Недостатки в оформлении документов при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий не должны препятствовать приему данных документов органом, осуществляющим формирование соответствующей избирательной комиссии, и рассмотрению предложения по существу. Субъект, внесший предложение по кандидатурам в состав избирательной комиссии, вправе исправить недостатки в оформлении документов или заменить их в сроки, установленные для внесения предложений.

 


Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

о порядке формирования

территориальных избирательных

комиссий, избирательных комиссий

муниципальных образований,

окружных и участковых

избирательных комиссий

 

                              ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

           ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             НА ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ В СОСТАВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

 

В _________________________________________________________________________

      (наименование избирательной комиссии, представительного органа

                         муниципального образования)

от гражданина Российской Федерации _______________________________________,

                                          (фамилия, имя, отчество)

предложенного _____________________________________________________________

                   (наименование субъекта права внесения предложения)

для назначения в состав ___________________________________________________

                                (наименование избирательной комиссии)

 

                                 Заявление

 

    Даю согласие на назначение меня членом ________________________________

                                             (наименование избирательной

                                                      комиссии)

с  правом  решающего  голоса.  С   положениями   Федерального   закона  "Об

основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права на участие в референдуме

граждан              Российской              Федерации",             Закона

__________________________________________________________________________,

            (наименование закона субъекта Российской Федерации)

регулирующими деятельность членов избирательных комиссий, ознакомлен.

    Подтверждаю, что я не подпадаю под ограничения, установленные пунктом 1

статьи  29  Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и

права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    О себе сообщаю следующие сведения:

дата рождения _________ _________ ____, место рождения ___________________,

               (число)   (месяц) (год)

имею гражданство Российской Федерации, вид документа ______________________

__________________________________________________________________________,

  (паспорт (серия и номер, дата выдачи) или документ, заменяющий паспорт

                                гражданина)

место работы _____________________________________________________________,

              (наименование основного места работы или службы, должность,

__________________________________________________________________________,

     при их отсутствии - род занятий, является ли государственным либо

__________________________________________________________________________,

    муниципальным служащим, указываются сведения о наличии опыта работы

                        в избирательных комиссиях)

образование _______________________________________________________________

                (высшее, среднее специальное (техническое), среднее;

__________________________________________________________________________,

 обязательно указываются (при наличии) сведения о юридическом образовании

                     и ученой степени в области права)

адрес места жительства ____________________________________________________

                        (почтовый индекс, наименование субъекта Российской

__________________________________________________________________________,

    Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номер дома,

                             корпус, квартира)

телефон _________________________________.

         (номер телефона с кодом города)

 

                                                              _____________

                                                                (подпись)

                                                              _____________

                                                                 (дата)

 

 

 

 

 


Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

о порядке формирования

территориальных избирательных

комиссий, избирательных комиссий

муниципальных образований,

окружных и участковых

избирательных комиссий

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ПРИ ВНЕСЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПО КАНДИДАТУРАМ В СОСТАВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

 

Для политических партий, их региональных отделений, иных

структурных подразделений

 

1. Решение полномочного (руководящего или иного) органа политической партии либо регионального отделения, иного структурного подразделения политической партии о внесении предложения о кандидатурах в состав территориальных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, оформленное в соответствии с требованиями устава политической партии.

2. Если предложение о кандидатурах вносит региональное отделение, иное структурное подразделение политической партии, а в уставе политической партии не предусмотрена возможность такого внесения, - решение органа политической партии, уполномоченного делегировать региональному отделению, иному структурному подразделению политической партии полномочия по внесению предложений о кандидатурах в состав территориальных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований о делегировании указанных полномочий, оформленное в соответствии с требованиями устава.

 

Для иных общественных объединений

 

1. Нотариально удостоверенная или заверенная уполномоченным на то органом общественного объединения копия действующего устава общественного объединения.

2. Решение полномочного (руководящего или иного) органа общественного объединения о внесении предложения о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий, оформленное в соответствии с требованиями устава, либо решение по этому же вопросу полномочного (руководящего или иного) органа регионального отделения, иного структурного подразделения общественного объединения, наделенного в соответствии с уставом общественного объединения правом принимать такое решение от имени общественного объединения.

3. Если предложение о кандидатурах вносит региональное отделение, иное структурное подразделение общественного объединения, а в уставе общественного объединения указанный в пункте 2 вопрос не урегулирован, - решение органа общественного объединения, уполномоченного в соответствии с уставом общественного объединения делегировать полномочия по внесению предложений о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий, о делегировании таких полномочий и решение органа, которому делегированы эти полномочия, о внесении предложений в состав территориальных избирательных комиссий.

 


Для иных субъектов права внесения кандидатур в состав

избирательных комиссий

 

Решение представительного органа муниципального образования, избирательной комиссии предыдущего (действующего) состава, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Кроме того, субъектами права внесения кандидатур должны быть представлены:

1. Две фотографии лица, предлагаемого в состав территориальной избирательной комиссии, размером 3 x 4 см (без уголка) <*>.

2. Письменное согласие гражданина Российской Федерации на его назначение в состав избирательной комиссии (приложение N 1).

3. Копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о гражданстве и месте жительства лица, кандидатура которого предложена в состав избирательной комиссии.

4. Копия документа лица, кандидатура которого предложена в состав избирательной комиссии (трудовой книжки либо справки с основного места работы), подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - копия документа, подтверждающего сведения о роде занятий, то есть о деятельности, приносящей ему доход, или о статусе неработающего лица (пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий) <*>.

--------------------------------

<*> Документы (их копии) и фотографии, указанные в пунктах 1 и 4, при внесении предложений по составу окружной и участковой избирательных комиссий не представляются.

 

Примечание. Документальным подтверждением статуса домохозяйки (домохозяина) может служить трудовая книжка с отметкой о последнем месте работы и соответствующее личное заявление с указанием статуса домохозяйки (домохозяина) либо только заявление.

 

 

 

 

 


Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

о порядке формирования

территориальных избирательных

комиссий, избирательных комиссий

муниципальных образований,

окружных и участковых

избирательных комиссий

 

                         ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРОТОКОЛА

         СОБРАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА, РАБОТЫ, СЛУЖБЫ,

          УЧЕБЫ ПО ВЫДВИЖЕНИЮ КАНДИДАТУР В СОСТАВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

       ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

        ОБРАЗОВАНИЯ, ОКРУЖНОЙ ИЛИ УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

 

                                 Протокол

                           собрания избирателей

 

         ________________________________________________________

            (указание места жительства, работы, службы, учебы)

 

                    по выдвижению кандидатуры в состав

                ___________________________________________

                   (наименование избирательной комиссии)

 

"__" _________ 201_ года                           ________________________

                                                      (место проведения)

 

                                      Присутствовали ___________человек <*>

 

1. Выборы председателя и секретаря собрания.

 

Предложены кандидатуры _______________________________

                           (фамилия, имя, отчество)

 

Результаты голосования:

"За" _________________,

"Против"______________,

"Воздержались"________.

Решение собрания ________________________________.

 

2. Выдвижение в состав ____________________________________________________

                          (наименование и номер избирательной комиссии,

                                  в случае выдвижения кандидатуры

___________________________________________________________________________

      в состав участковой избирательной комиссии указывать ее номер)

избирательной комиссии

кандидатуры _______________________________________________________________

                              (фамилия, имя, отчество)

 

Результаты голосования:

"За" _________________,

"Против"______________,

"Воздержались"________.

Решение собрания ___________________________.

 

    Председатель собрания:

 

    Секретарь собрания:

 

          Список избирателей, принявших участие в работе собрания

 

N 
п/п

Фамилия, имя, 
отчество   

Год рождения (в
возрасте 18 лет
- дата рождения)

Адрес места жительства

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--------------------------------

<*> Список избирателей, принявших участие в голосовании, прилагается.

 

 

 

 

 


Приложение N 4

к Методическим рекомендациям

о порядке формирования

территориальных избирательных

комиссий, избирательных комиссий

муниципальных образований,

окружных и участковых

избирательных комиссий

 

                              ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

      ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ О ПРИЕМЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КАНДИДАТУРАМ

          ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА

                      В СОСТАВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

 

              _______________________________________________

                   (наименование избирательной комиссии)

 

    Руководствуясь   пунктом  ____  статьи  ____  Федерального  закона  "Об

основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации" _________________ объявляет прием предложений

по  кандидатурам для назначения членов избирательной комиссии ___________ с

правом решающего голоса.

    Прием  документов  осуществляется  в  течение  _________  дней  со  дня

опубликования настоящего сообщения по адресу: ____________________________.

    При   внесении  предложения  (предложений)  по  кандидатурам  в  состав

_____________________________ избирательной комиссии необходимо представить

___________________________________________________________________________

 (перечень соответствующих документов, копий документов, сведений и т.д.)

 

"__" ____________ 201_ г.          _____________________________________

                                    (наименование органа, формирующего

                                           избирательную комиссию)

 

 

 

 

 


Приложение N 5

к Методическим рекомендациям

о порядке формирования

территориальных избирательных

комиссий, избирательных комиссий

муниципальных образований,

окружных и участковых

избирательных комиссий

 

                              ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

       ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ О ПРИЕМЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КАНДИДАТУРЕ

       (КАНДИДАТУРАМ) ЧЛЕНА (ЧЛЕНОВ) ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ С ПРАВОМ

             РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА В СОСТАВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

                            НА ВАКАНТНОЕ МЕСТО

 

         _________________________________________________________

                   (наименование избирательной комиссии)

 

    В связи с _____________________________________________________________

                      (например, в связи с досрочным прекращением

__________________________________________________________________________,

                 полномочий члена избирательной комиссии)

 

руководствуясь пунктом __________ статьи ________ Федерального  закона  "Об

основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права на участие в референдуме

граждан   Российской   Федерации" ________________________ объявляет  прием

предложений  по  кандидатуре  (кандидатурам)  для  назначения  нового члена

(новых членов) комиссии с правом решающего голоса.

    Прием  документов  осуществляется  в  течение  _________  дней  со  дня

опубликования настоящего сообщения по адресу: ____________________________.

 

"__" ______________ 201_ г.        ____________________________________

                                    (наименование органа, формирующего

                                           избирательную комиссию)